26.11.09, | «АВТОИНСТРУКЦИЯ» ноябрь 2009 г.
Те, кто уже обзавелся GPS-приемником, наверняка по достоинству оценили, как он упрощает жизнь водителя. Спутниковая навигация на транспорте – относительно новое явление. О том, какую пользу она может принести, повествует этот обзорный материал.
Изначально системы позиционирования с помощью спутников разрабатывались оборонкой для военных нужд. Соединенные Штаты в 1978 году начали проект GPS, Советский союз в 1980 – ГЛОНАСС. Однако раз спутники уже «висят» и транслируют сигнал, хочется использовать их потенциал как можно полнее. Поэтому регулярно открываются все новые пути использования навигационной системы. Геодезисты, морской и воздушный транспорт, строители и спасатели… Кто еще?
Да, конечно – системы мониторинга и управления транспортом. Каким службам это выгодно?
Контроль и управление
МЧС, скорой помощи, такси или логистическим компаниям весьма на руку возможность оперативно контролировать перемещение транспортных единиц. Сочетая технологии GPS или ГЛОНАСС с одной стороны, и технологии сотовой связи с другой, диспетчер может непрерывно и без задержки следить за соблюдением маршрута, запасом топлива, соблюдением скоростного режима и дорожной разметки.
«Интерес к спутниковой навигации проявляют практически все (государственные) службы, которые, так или иначе, используют в своей работе парк транспортных средств. Мы можем говорить и о федеральной службе исполнения наказаний, и о Министерстве внутренних дел, и о Министерстве чрезвычайных ситуаций, то есть практически обо всех структурах так называемого силового блока.
Прежде всего их интересуют вопросы оптимизации деятельности сотрудников и транспорта, сокращение бюджетных расходов на содержание транспортных средств и повышение безопасности перевозок, скорость реагирования при чрезвычайных ситуациях, техногенных авариях», - рассказывает Алексей Смятских, коммерческий директор компании «М2М телематика».
«В целом же мы можем наблюдать интерес со стороны городских и междугородних пассажирских перевозок, ЖКХ и служб экстренного реагирования. Из задач в первую очередь госсектор выделяет снижение затрат и обеспечение безопасности», - добавляет Олег Краус, заместитель директора по региональному развитию компании «Русские навигационные технологии».
Казалось бы, это было и до прихода спутниковой навигации. Изюминка в том, что теперь передача сведений о перемещении машины происходит автоматически, без участия водителя, и с высокой точностью – до нескольких метров! Ряд служб, внедривших спутниковые системы управления, уже заявили о положительных результатах. Выросла оперативность и гибкость работы автопарка, экономится топливо, снизились эксплуатационные расходы.
Высок интерес к отслеживанию нецелевого использования государственного и корпоративного автопарка, а также в борьбе с преступностью – в частности, с угонами и нападениями на грузовики-дальнобойщики. Вот почему среди первых клиентов значатся ГИБДД и служба вневедомственной охраны.
Противостояние: GPS или ГЛОНАСС?
На околоземной орбите вращаются 30 американских спутников GPS и 18 российских – ГЛОНАСС. Евросоюз создает собственную систему GALILEO, а Китай – Compass. Нужно ли столько дублирующих друг друга систем? Зачем России развивать и поддерживать собственную систему - тема ожесточенных споров среди потенциальных потребителей.
Защитники ГЛОНАСС указывают на ее преимущества. Среди них – потенциально более высокая точность, особенно в северных широтах. При этом часто забывается, что это преимущество еще предстоит достичь. «Родные» спутники дешевле в обслуживании, наземная инфраструктура также более экономна. Независимость от Штатов мы не обсуждаем – это сугубо политический вопрос.
Противники, или, вернее сказать, скептики поднимают на смех отечественную электронную промышленность. Действительно, в настоящее время отечественные чипы на порядок крупнее и в десятки раз тяжелее, чем чипы для GPS, и при всем желании не влезут в портативный корпус. Однако обнаружилось, что в одном терминале можно совместить приемники GPS и ГЛОНАСС практически без увеличения суммарной стоимости устройства. Ряд отечественных и иностранных производителей уже заявили о разработке двухсистемных приемников.
Стоит только перевести спор в экономическую плоскость, и становится ясно, что спор буквально ни о чем. GPS-приемники дешевле и компактнее – это преимущество западной микроэлектроники. Зато комплексные ГЛОНАСС-системы, даже при более высокой стоимости оборудования, несравнимо дешевле во внедрении, поддержании и обновлении, как многие продукты российской разработки. «Если в прошлом году продажи оборудования ГЛОНАСС в общем составили всего несколько процентов, то сейчас по результатам года это будет 30-40% от общего объема продаж» - говорит Алексей Смятских.
Полагаем, что на розничном рынке GPS будет доминировать еще долгие годы. Даже заградительными пошлинами (а они могут вырасти с 5% до 50%) вряд ли удастся склонить потребителей-частников пользоваться российской системой.
Отечественный производитель пока не готов предложить достойную альтернативу. Рейд по точкам продаж ресиверов в регионах показал, что ГЛОНАСС-ресиверы не сыщешь днем с огнем.
ГЛОНАСС имеет самые светлые перспективы в государственном секторе, который в России исторически является крупнейшим и, конечно, лоббируется государством.
«Мы полагаем, что в дальнейшем в формировании рынка автомобильной спутниковой навигации ведущая роль все-таки будет принадлежать государству. В этих целях государством принят 22 федеральный закон, который определяет, в частности, полномочия Правительства РФ в сфере навигационной деятельности. Вышло постановление Правительства о федеральном сетевом операторе, - говорит Алексей Смятских, - Я считаю, данный фактор окажет существенное влияние на формирование рынка спутниковой навигации, в частности, на разработку стандартов, скорейшее оснащение транспортных средств и создание региональных диспетчерских пунктов».
Дешевая в эксплуатационных затратах, ГЛОНАСС хорошо подходит и для корпоративного сектора. Любопытно, что Олег Краус имеет обратное мнение: «Нам представляется, что ведущая роль останется все-таки за частным бизнесом, однако доля заказов со стороны госсектора останется очень ощутимой». Частный бизнес, заметим, в отличие от госструктур имеет выбор между GPS и ГЛОНАСС.
Возможно, что участвующие в споре стороны примирят двухсистемные ресиверы?
Спутниковая навигация за рубежом: пряник впереди кнута
Листая сводки развития ГЛОНАСС в России, можно подумать, что российские структуры, как государственные, так и частные, поголовно зациклены на ужесточении контроля. Что же, системы глобального позиционирования дают для этого богатейшие возможности.
Злободневность «контроля» – признак того, что Россия все еще в начале пути. Потому что Европа и США предпочитают говорить о «возможностях».
К примеру, Департамент энергии США, чтобы повысить независимость страны от импортной нефти, в последние месяцы внедрил ряд сервисов на базе GPS, чтобы упростить переход бизнеса на возобновляемые виды топлива:
- Мобильный локатор электрифицированных грузовых стоянок – так называется самая новая разработка. Как известно, на ночной стоянке грузовики-дальнобойщики нуждаются в электричестве для поддержания работы систем жизнеобеспечения, таких как рефрижераторы, кондиционеры, отопление и освещение кабины. Вы можете подключить внешний источник питания или всю ночь держать включенным двигатель. Мобильный локатор позволяет найти ближайшую электрифицированную стоянку с помощью GPS-навигатора и мобильного телефона с выходом в Интернет;
- Мобильный локатор заправочных станций с альтернативным топливом – весьма похожий инструмент, предназначенный для поиска заправочных станций биодизеля, электричества, этанола (Е85), водорода, природного газа и пропана;
- Если первые две системы помогают тем, кто уже в дороге, то TransAtlas – это инструмент для тех, кто планирует транспортные маршруты, обновление автомобильного парка, затраты на топливо – в масштабах корпораций. TransAtlas – это база данных действующих, строящихся и планируемых заправочных станций, производителей и хранилищ альтернативного топлива, интегрированная в GoogleMaps и включающая координаты для поиска с помощью GPS-навигатора. Использование его упрощает расчеты рентабельности перехода на альтернативное топливо и эксплуатацию автопарка, «сидящего» на новых видах топлива.
Полный текст статьи (.pdf, 1,2 Мб.)