менюО компании менюПартнеры менюКлиенты менюРДЦ менюДилеры менюНовости менюКонтакты Русская версияАнглийская версия
 
 
М2М ТЕЛЕМАТИКА Пресса Передача данных из любой точки
Первая страницаКарта сайтаeMail
 
 
Контактный Телефон меню меню меню меню меню меню
 
 
ГАЛЕРЕЯ

фото с сайта Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики

подробнееподробнее
Новости




Пресса


26.11.09, | «АВТОИНСТРУКЦИЯ» ноябрь 2009 г.

Марионеточное решение. Обзор рынка спутниковой навигации на транспорте

Те, кто уже обзавелся GPS-приемником, наверняка по достоинству оценили, как он упрощает жизнь водителя. Спутниковая навигация на транспорте – относительно новое явление. О том, какую пользу она может принести, повествует этот обзорный материал.

Изначально системы позиционирования с помощью спутников разрабатывались оборонкой для военных нужд. Соединенные Штаты в 1978 году начали проект GPS, Советский союз в 1980 – ГЛОНАСС. Однако раз спутники уже «висят» и транслируют сигнал, хочется использовать их потенциал как можно полнее. Поэтому регулярно открываются все новые пути использования навигационной системы. Геодезисты, морской и воздушный транспорт, строители и спасатели… Кто еще?

Да, конечно – системы мониторинга и управления транспортом. Каким службам это выгодно?

Контроль и управление

МЧС, скорой помощи, такси или логистическим компаниям весьма на руку возможность оперативно контролировать перемещение транспортных единиц. Сочетая технологии GPS или ГЛОНАСС с одной стороны, и технологии сотовой связи с другой, диспетчер может непрерывно и без задержки следить за соблюдением маршрута, запасом топлива, соблюдением скоростного режима и дорожной разметки.

«Интерес к спутниковой навигации проявляют практически все (государственные) службы, которые, так или иначе, используют в своей работе парк транспортных средств. Мы можем говорить и о федеральной службе исполнения наказаний, и о Министерстве внутренних дел, и о Министерстве чрезвычайных ситуаций, то есть практически обо всех структурах так называемого силового блока.

Прежде всего их интересуют вопросы оптимизации деятельности сотрудников и транспорта, сокращение бюджетных расходов на содержание транспортных средств и повышение безопасности перевозок, скорость реагирования при чрезвычайных ситуациях, техногенных авариях», - рассказывает Алексей Смятских, коммерческий директор компании «М2М телематика».

«В целом же мы можем наблюдать интерес со стороны городских и междугородних пассажирских перевозок, ЖКХ и служб экстренного реагирования. Из задач в первую очередь госсектор выделяет снижение затрат и обеспечение безопасности», - добавляет Олег Краус, заместитель директора по региональному развитию компании «Русские навигационные технологии».

Казалось бы, это было и до прихода спутниковой навигации. Изюминка в том, что теперь передача сведений о перемещении машины происходит автоматически, без участия водителя, и с высокой точностью – до нескольких метров! Ряд служб, внедривших спутниковые системы управления, уже заявили о положительных результатах. Выросла оперативность и гибкость работы автопарка, экономится топливо, снизились эксплуатационные расходы.

Высок интерес к отслеживанию нецелевого использования государственного и корпоративного автопарка, а также в борьбе с преступностью – в частности, с угонами и нападениями на грузовики-дальнобойщики. Вот почему среди первых клиентов значатся ГИБДД и служба вневедомственной охраны.

Противостояние: GPS или ГЛОНАСС?

На околоземной орбите вращаются 30 американских спутников GPS и 18 российских – ГЛОНАСС. Евросоюз создает собственную систему GALILEO, а Китай – Compass. Нужно ли столько дублирующих друг друга систем? Зачем России развивать и поддерживать собственную систему - тема ожесточенных споров среди потенциальных потребителей.

Защитники ГЛОНАСС указывают на ее преимущества. Среди них – потенциально более высокая точность, особенно в северных широтах. При этом часто забывается, что это преимущество еще предстоит достичь. «Родные» спутники дешевле в обслуживании, наземная инфраструктура также более экономна. Независимость от Штатов мы не обсуждаем – это сугубо политический вопрос.

Противники, или, вернее сказать, скептики поднимают на смех отечественную электронную промышленность. Действительно, в настоящее время отечественные чипы на порядок крупнее и в десятки раз тяжелее, чем чипы для GPS, и при всем желании не влезут в портативный корпус. Однако обнаружилось, что в одном терминале можно совместить приемники GPS и ГЛОНАСС практически без увеличения суммарной стоимости устройства. Ряд отечественных и иностранных производителей уже заявили о разработке двухсистемных приемников.

Стоит только перевести спор в экономическую плоскость, и становится ясно, что спор буквально ни о чем. GPS-приемники дешевле и компактнее – это преимущество западной микроэлектроники. Зато комплексные ГЛОНАСС-системы, даже при более высокой стоимости оборудования, несравнимо дешевле во внедрении, поддержании и обновлении, как многие продукты российской разработки. «Если в прошлом году продажи оборудования ГЛОНАСС в общем составили всего несколько процентов, то сейчас по результатам года это будет 30-40% от общего объема продаж» - говорит Алексей Смятских.

Полагаем, что на розничном рынке GPS будет доминировать еще долгие годы. Даже заградительными пошлинами (а они могут вырасти с 5% до 50%) вряд ли удастся склонить потребителей-частников пользоваться российской системой.

Отечественный производитель пока не готов предложить достойную альтернативу. Рейд по точкам продаж ресиверов в регионах показал, что ГЛОНАСС-ресиверы не сыщешь днем с огнем.

ГЛОНАСС имеет самые светлые перспективы в государственном секторе, который в России исторически является крупнейшим и, конечно, лоббируется государством.

«Мы полагаем, что в дальнейшем в формировании рынка автомобильной спутниковой навигации ведущая роль все-таки будет принадлежать государству. В этих целях государством принят 22 федеральный закон, который определяет, в частности, полномочия Правительства РФ в сфере навигационной деятельности. Вышло постановление Правительства о федеральном сетевом операторе, - говорит Алексей Смятских, - Я считаю, данный фактор окажет существенное влияние на формирование рынка спутниковой навигации, в частности, на разработку стандартов, скорейшее оснащение транспортных средств и создание региональных диспетчерских пунктов».

Дешевая в эксплуатационных затратах, ГЛОНАСС хорошо подходит и для корпоративного сектора. Любопытно, что Олег Краус имеет обратное мнение: «Нам представляется, что ведущая роль останется все-таки за частным бизнесом, однако доля заказов со стороны госсектора останется очень ощутимой». Частный бизнес, заметим, в отличие от госструктур имеет выбор между GPS и ГЛОНАСС.

Возможно, что участвующие в споре стороны примирят двухсистемные ресиверы?

Спутниковая навигация за рубежом: пряник впереди кнута

Листая сводки развития ГЛОНАСС в России, можно подумать, что российские структуры, как государственные, так и частные, поголовно зациклены на ужесточении контроля. Что же, системы глобального позиционирования дают для этого богатейшие возможности.

Злободневность «контроля» – признак того, что Россия все еще в начале пути. Потому что Европа и США предпочитают говорить о «возможностях».
К примеру, Департамент энергии США, чтобы повысить независимость страны от импортной нефти, в последние месяцы внедрил ряд сервисов на базе GPS, чтобы упростить переход бизнеса на возобновляемые виды топлива:

  1. Мобильный локатор электрифицированных грузовых стоянок – так называется самая новая разработка. Как известно, на ночной стоянке грузовики-дальнобойщики нуждаются в электричестве для поддержания работы систем жизнеобеспечения, таких как рефрижераторы, кондиционеры, отопление и освещение кабины. Вы можете подключить внешний источник питания или всю ночь держать включенным двигатель. Мобильный локатор позволяет найти ближайшую электрифицированную стоянку с помощью GPS-навигатора и мобильного телефона с выходом в Интернет;
  2. Мобильный локатор заправочных станций с альтернативным топливом – весьма похожий инструмент, предназначенный для поиска заправочных станций биодизеля, электричества, этанола (Е85), водорода, природного газа и пропана;
  3. Если первые две системы помогают тем, кто уже в дороге, то TransAtlas – это инструмент для тех, кто планирует транспортные маршруты, обновление автомобильного парка, затраты на топливо – в масштабах корпораций. TransAtlas – это база данных  действующих, строящихся и планируемых заправочных станций, производителей и хранилищ альтернативного топлива, интегрированная в GoogleMaps и включающая координаты для поиска с помощью GPS-навигатора. Использование его упрощает расчеты рентабельности перехода на альтернативное топливо и эксплуатацию автопарка, «сидящего» на новых видах топлива.

Полный текст статьи (.pdf, 1,2 Мб.)

Вернуться назад