менюО компании менюПартнеры менюКлиенты менюРДЦ менюДилеры менюНовости менюКонтакты Русская версияАнглийская версия
 
 
М2М ТЕЛЕМАТИКА Пресса Передача данных из любой точки
Первая страницаКарта сайтаeMail
 
 
Контактный Телефон меню меню меню меню меню меню
 
 
ГАЛЕРЕЯ

подробнееподробнее
Новости




Пресса


29.01.08, | Журнал «Коммерческие Автомобили» № 1(5), 2008

Водитель под «колпаком»


увеличить изображение
Еще несколько лет назад слова «система мониторинга подвижных объектов» были чем-то из области фантастики. Казалось, что речь идет как минимум о полетах космических кораблей, а как максимум, – о секретных объектах. В то время российский рынок не был готов к появлению подобных систем, а само слово «мониторинг» звучало по западному чуждым, от него веяло заграничным «излишеством». Тем не менее, еще пять лет назад к работе приступила компания «М2М телематика», специалисты которой поставили перед собой задачу коммерческого использования спутниковой связи и навигации в интересах российских предприятий и организаций. К каким результатам компания пришла сегодня, нашему журналу рассказал коммерческий директор компании «М2М телематика» Алексей Смятских.

- Алексей Анатольевич, о профессиональных системах мониторинга и управления транспортом лично я, как и подавляющее большинство людей, имею весьма скупое представление. Поэтому давайте сначала разберемся, что же представляют собой системы мониторинга подвижных объектов?
- Оборудование включает различные по каналу связи абонентские терминалы, которые используются в системах мониторинга транспорта. Все эти терминалы – серийно производимые профессиональные устройства.
- Стоп, стоп, стоп! Получив гуманитарное, а не техническое образование, я не понял ничего из вышесказанного! Ваше предложение для меня – просто набор технических терминов.
- Хорошо, давайте говорить на простом понятном языке. Оборудование состоит из трех частей. Первую монтируют непосредственно на транспортное средство. Вторая часть представляет собой необходимое программное обеспечение, устанавливаемое в офисе (в нашем или клиента). Третья часть – это каналы связи. Клиент визуально ощущает первые две составляющие. На машину устанавливается специальный блок: в случае со спутниковым оборудованием на ее крыше монтируют моноблок; а в случае с каналом связи SMS или GPRS используют особые пластиковые контейнеры, которые предполагают возможность скрытой установки. Такие блоки подключены к двум антеннам: антенне GSM и антенне GPRS. Их, кстати, тоже зачастую просят установить скрытно. Оборудование, которое стоит на машине, представляет собой блок, у которого есть навигационный модуль для определения местоположения, скорости и направления.
- Вот теперь, в общем и целом понятно. И совершенно очевидно, что это достаточно сложные в техническом отношении системы, требующие высокой профессиональной подготовки и обширных технических знаний в области электроники и программирования. А как, вообще, родилась идея заниматься таким сложным в техническом отношении бизнесом?
- Начнем с истории компании. Мы, акционеры компании «М2М телематика» – выпускники факультета космонавтика Московского авиационного института. Со студенческой скамьи мы пробовали заниматься различными видами бизнеса. Но всегда в воздухе висела идея заняться делом, с одной стороны наиболее приближенным к полученным нами знаниям и нашим профессиональным возможностям, а с другой стороны, чтобы работать в нише не только достаточно емкой, но и перспективной. Такая ниша вскоре нашлась: нашей темой стала тема мониторинга в области транспорта. В 2002 году, то есть пять лет назад, была создана коммерческая компания, которая начала активно заниматься вопросом мониторинга подвижных объектов. Нужно сказать, что в то время российский рынок не был готов к подобным системам, да и вообще, само слово «мониторинг» не воспринималось конечными потребителями. Сама же идея слежения за транспортным средством казалась излишеством. База для технической реализации идеи в самой России также отсутствовала. Мы приступили к поиску оборудования, приемлемого по соотношению «цена-качество» для реализации нашего проекта.
- Если я вас правильно понял, технические средства в России в то время практически отсутствовали? Какое же тогда было принято решение?
- Я отвечу на Ваш вопрос более объемно. Как я уже говорил, любая система мониторинга включает в себя три составляющих, три компонента. Это оборудование, каналы связи и программное обеспечение. На тот момент существовали два канала связи. Первый – это спутниковый канал, а второй – канал связи SMS у существующих сотовых операторов. Приоритет отдавался, естественно, спутниковому каналу. Связано это с тем, что все работающие сотовые операторы не давали на тот момент стопроцентно устойчивой зоны покрытия. Говоря простым языком, имелись «большие дырки» не только на европейской территории, но и на территории России. Соответственно, нами был выбран спутниковый канал, стандарт Inmarsat D+. Нам повезло с выбором, потому что это был специально созданный стандарт для мониторинга транспорта, и у него имелось свое программное обеспечение. Итак, на тот момент все спутниковое оборудование, закупаемое нами, было импортным, производства Японии, а оборудование для SMS-канала закупалось нами у компании Бенефон.
- А как тогда обстояло дело с программным продуктом? Неужели импортное программное обеспечение полностью удовлетворяло требованиям клиентов?
- Мы приступили к разработке своего собственного, полностью нового программного обеспечения. Его можно условно разделить на две части: клиентское обеспечение и серверное обеспечение. Затем, по мере развития сотовых операторов, мы стали использовать третий канал связи – небезызвестный канал GPRS. При этом рынок спутникового оборудования полностью сохранился. Причиной тому было неполное покрытие зон сотовыми операторами. Особенно ярко эта проблема выражена в регионах, где по-прежнему возникают технические сбои в передаче данных. Вторая проблема – это международный роуминг.
- Когда человек слышит слово «спутниковый», у него сразу возникает представление о чем-то дорогом и технически «крутом». Совершенно понятно, что, видимо, существует разница в цене между спутниковой и не спутниковой связью. И, все же, эти системы различаются лишь устойчивостью зоны покрытия или чем-то еще?
- Кроме устойчивости зоны покрытий и, соответственно, гарантированной передачи данных, основное отличие, конечно же, в стоимости сообщения, стоимости связи. При использовании GSM-связи одно сообщение стоит копейки, в случае же использования спутникового канала стоимость одного сообщения 4 рубля вне зависимости от места нахождения транспортного средства. Разница существенная! Поэтому при работе транспортного средства на существенных расстояниях клиенты предпочитают использовать спутниковое оборудование, несмотря на то, что этот вид связи дороже. Здесь также нужно отметить, что интервалы двух упомянутых видов связи различаются. В первом случае (применение стандарта GSM) частота сообщений может быть одна минута, две, каждые пять минут; в случае же использования спутниковой связи частота передачи информации обычно составляет одно сообщение в час. В первом случае диспетчер видит у себя на экране монитора ситуацию практически в реальном времени, а во втором – с часовой задержкой.
- Связь с машиной односторонняя?
- Система мониторинга построена по принципу контроля за машиной. В этом смысле такая связь односторонняя. В стандартном исполнении блоки системы имеют несколько входов и выходов, на которые вводятся те или иные команды и программы. Самые различные, исходя из потребностей клиента. Соответственно, эти команды взаимодействуют с теми или иными системами транспортного средства.
- Давайте мы, наконец, поговорим о стоимости этого «чуда техники». Во что обходится конечному потребителю установка такой системы и ее использование?
- Об использовании системы я расскажу чуть позже – возможны варианты. Стоимость спутникового комплекта оборудования составляет порядка 29 500 руб. Цена сотового оборудования – 15 500 рублей. И в том, и в другом случае это цены без учета стоимости монтажа.
- А что еще нужно клиенту, кроме названного оборудования, чтобы начать пользоваться системой мониторинга?
- Естественно, у клиента должен быть персональный компьютер. Далее, пользователю устанавливается комплект программного обеспечения с картографией. Набор картографий индивидуален для каждого заказчика, в зависимости от того, где работает и перемещается то или иное транспортное средство. Карта России, «актуальная» версия, обойдется клиенту в 12 000 рублей, а программное обеспечение для ПК будет стоить 30 000 рублей. Итого: стандартная стоимость диспетчерского поста составляет 42 000 рублей. Один диспетчерский пункт может взаимодействовать с двумя сотнями транспортных средств. Такие ограничения вызваны не тем, что программное обеспечение не справится с большим количеством машин – они обусловлены, прежде всего, человеческим фактором. По нашим исследованиям диспетчер просто физически не справляется с более значительным количеством транспортных единиц. Один диспетчер, по нашему опыту, берет около пятидесяти единиц.
- Существует ли какая-либо абонентская плата за такие услуги? - Вот теперь мы возвращаемся к тем двум вариантам, о которых я говорил выше. Это варианты построения системы. В первом случае мы поставляем заказчику клиентское программное обеспечение, а все данные идут через наш собственный сервер. Наша компания обеспечивает его бесперебойную работу и гарантируем доставку данных. Именно в этом случае мы взимаем с клиента абонентскую плату. Платежи происходят в одно окно. А мы, в дальнейшем, рассчитываемся с тем или иным сотовым оператором. Второй вариант рассчитан на клиентов, готовых технически разметить сервер у себя и самим заниматься администрированием. В этом случае данные от транспортного средства попадают непосредственно на клиентский сервер, и далее по внутренней локальной сети или через Интернет расходятся между диспетчерами. Понятно, что в этом случае никакой абонентской платы не существует – пользователь самостоятельно рассчитывается с сотовым оператором. При этом предлагаемый пакет стоит дороже, так как добавляется серверное программное обеспечение, что логично.
- А какого сотового оператора рекомендуете клиентам?
- Девять десятых наших клиентов используют «Билайн». Скажу более, нами с «Билайн» запущена специальная партнерская программа: - отделы корпоративных продаж этой компании в настоящий момент предлагают услуги по мониторингу транспорта. Выбор именно этого оператора обусловлен тремя основными причинами: устойчивость зоны покрытия, качество связи и, конечно, тарифы, наиболее подходящие для услуги «Мониторинг транспорта».
- Кто основной потребитель услуг вашей компании?
- В настоящее время по России нами установлено более пятисот диспетчерских пунктов, и нет такой отрасли, где бы данная услуга была бы не востребована. Прежде всего, безусловно, наши основные клиенты – транспортные компании, специализирующиеся на доставке грузов. Среди них достаточно большой сектор занимают компании, занимающиеся перевозкой автомобилей. Напрямую связанный с продажей автомашин, этот рынок стремительно растет год от года. Далее, среди наших клиентов большую нишу занимают компании, занимающиеся оптовой торговлей и строительством. И тем, и другим система оперативного управления автотранспортным парком просто необходима. В настоящее время начинают активно использовать систему мониторинга автотранспортные парки ЖКХ и компании, занимающиеся пассажирскими перевозками. Получается, что система мониторинга и контроля автотранспорта востребована во всех областях, как говорили раньше, народного хозяйства.
- Что касается транспортных компаний, занимающихся перевозкой грузов, вопрос совершенно понятен. А как или для чего используется система при пассажирских перевозках? Существует пункт А отправления и пункт В прибытия. Выработан маршрут, время следования и так далее. Для чего нужна система в этом случае?
- Говоря о пассажирских перевозках я, в первую очередь, имел в виду внутригородские перевозки, где существует острая необходимость управления. Такими системами оборудованы обычные городские автобусы в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Пензе, Костроме. Диспетчер оперативно влияет на функционирование маршрута, привлекая новые автобусы, корректируя время следования, а порой и сам маршрут. В Москве эта система используется одной крупной транспортной компанией, специализирующейся на доставке людей от станций метро до крупных торговых центров.
- Так в чем же, собственно, эффективность установки систем мониторинга? Какие это дает конкретные результаты?
- Результаты установки и использования системы мониторинга весьма ощутимы. Сам за себя говорит тот факт, что с каждым годом число пользователей системы растет в прогрессии. Начну с того, что с самого начала система мониторинга управления транспорта создавалась и имела конечной целью повышение прибыльности транспортных компаний за счет эффективного решения задач контроля и управления подвижным составом, а также обеспечения безопасности перевозок. Я выделю на примере автотранспортной компании несколько основных составляющих экономического эффекта и коротко прокомментирую каждый из них. Руководитель автотранспортного предприятия получает достоверную и, самое важное, объективную информацию о местоположении автомобилей и грузов. Это дает возможность оперативного управления, возможность вмешаться в режиме реального времени для корректировки маршрута пути следования, процесса загрузки или разгрузки товара. Происходит увеличение прибыли предприятия за счет повышения оборачиваемости рейсов и снижения холостых пробегов. Это приводит к экономии на приобретении топлива и ГСМ, сокращению расходов на текущий ремонт и обслуживание техники. Далее, обеспечивается дополнительная безопасность грузоперевозок, что, в свою очередь, повышает конкурентоспособность предприятия в целом. Вследствие контроля соблюдения режимов движения и скорости уменьшаются риски ДТП и связанные с этим затраты. Соответственно, повышается дисциплина водителей, становятся почти невозможными «левые» рейсы и «якобы простои». Наконец, при использовании системы мониторинга заметно уменьшаются ставки страхования, естественно, за счет снижения страховых рисков. Если суммировать все вышесказанное, то экономия получается приличная и составляет от 15 до 20 %. Такая вот арифметика!
На этом это интервью можно было бы считать законченным. Я выключил диктофон, отложил блокнот и решил задать интересовавший меня вопрос.
- Скажите, Алексей Анатольевич, правда это или нет, что водителям эта система мониторинга, мягко говоря, не сильно нравится?
- Не сильно нравится?! Это не просто мягко сказано, а очень, очень мягко! Все наши усилия, направленные на мониторинг и контроль за автотранспортными средствами зачастую больше напоминают театр военных действий, где по одну сторону баррикад – наша компания, а по другую – водители. Это понятно: ведь последние находится практически «под колпаком». Нет возможности «левого» заработка, нет возможности слить и продать солярку – в системе устанавливается датчик топлива, благодаря которому можно легко рассчитать расход исходя из скорости и дорожной обстановки. Чего только водители не придумывают, чтобы вывести систему из строя. В ход идет все: от банальной монтировки до электрошокера. И блоки отсоединяют, и «воздействуют» на них, спутниковые антенны накрываются фольгой или специально сделанным, подчеркиваю, специально изготовленным свинцовым колпачком. Однажды наш диспетчер зафиксировал скачок напряжения в системе пприблизительно девяносто вольт, при номинальных двадцати четырех. Но система, несмотря ни на что, осталась «жива». Поэтому мы не стоим на месте! Одна из наших последних разработок – антивандальный блок, сделанный из пластика. Этот блок невозможно «пробить» шокером, а внутри него установлены несколько датчиков удара и вскрытия. Вот такая у нас работа!

«Журнал Коммерческие Автомобили»

Вернуться назад