менюО компании менюПартнеры менюКлиенты менюРДЦ менюДилеры менюНовости менюКонтакты Русская версияАнглийская версия
 
 
М2М ТЕЛЕМАТИКА Пресса Передача данных из любой точки
Первая страницаКарта сайтаeMail
 
 
Контактный Телефон меню меню меню меню меню меню
 
 
ГАЛЕРЕЯ

подробнееподробнее
Новости




Пресса


14.01.08, | Грузовик Пресс №1 - 2008

Экономика контроля, или контроль экономики


увеличить изображение
Флит-менеджеры любят и умеют считать. А хорошие флит-менеджеры из своих подсчётов умеют делать правильные выводы. Правильные выводы – это такие выводы, которые позволяют повысить эффективность работы – снизить затраты, сэкономить ресурсы, сделать работу более комфортной. В основе всех подсчётов и выводов лежит статистика, то есть некий объём данных, достаточный для того, чтобы перевести количество в качество. Обычно такие данные – строгая коммерческая тайна, но бывают и исключения. Компания «М2М телематика» из своей статистики секрета не делает ибо она убедительнее любой рекламы работает на имидж компании и бизнеса в целом. О том, насколько могут быть экономически оправданы системы мониторинга коммерческого транспорта мы сегодня и поговорим.

Сделаем важную оговорку: нижеизложенное имеет нарочито универсальный характер, без привязки к специфике деятельности флит-парка. Это, так сказать, общие наблюдения, некое усреднение опыта статистического анализа работы систем мониторинга. Разумеется, к разным по численности и профессиональной ориентации паркам автомобилей они применимы в разной степени. Но такие наблюдения есть в активе практически любого грамотного флит-менеджера, пусть даже он отвечает только за техническое состояние вверенного ему парка, не касаясь логистики. Управление грузопотоками – это немного иная профессия, оторванная зачастую от прямого общения с водителями. Соответственно, у транспортного менеджера на экране монитора одна картинка (расход топлива, время работы, износ, ТО), а у управляющего логистикой – другая (сроки и графики поставок, цены, пошлины…). В то время как соотнесение данных из двух этих баз помноженное на текущий контроль за транспортом способно поднять бизнес на новую высоту. Но об этом – ниже, пока же вернёмся к экономике.
Первая и самая очевидная выгода – снижение расхода топлива. Мониторинг с отображением местоположения автомобиля в реальном времени делает работу водителя такой, какой она и должна быть. То есть с движением строго по пунктам назначения, без ненужных отклонений. Контроль – это сокращение или даже полное исключение «левых» рейсов, которые, в зависимости от специфики транспортного средства, могут составлять до 60-70% от всего рабочего времени водителя (в среднем – 25%, но это тоже очень много)! Эксперты «М2М телематики» утверждают, что инсталляция системы мониторинга приводит к снижению затрат на топливо в среднем на 15%. Такова цифра среднестатистического снижения расходов на топливо по отзывам клиентов «М2М телематика». Теперь считаем: для парка из 10 автомобилей со среднемесячным пробегом каждого в 4000 км расход топлива (при норме 15л/100 км) составляет 6,0 тыс. литров, что при цене «солярки» 18 руб. за литр даёт 108 000 руб. в месяц. Следовательно, экономия за этот месяц составит более 16 тыс. руб. Причём за основу расчёта взят самый минимальный процент повышения водительской дисциплины, в некоторых случаях экономия может достигать и 50%. Понятно, что «недремлющее око» нравится не всем, и тут приходится прилагать некоторые усилия для того, чтобы поддерживать систему мониторинга в рабочем состоянии. Это важно, на это делается упор: консервная банка на GPS-антенне или как бы случайное повреждение антенного кабеля делают бесполезными все затраты на мониторинг. Особенно остро проблема «творческой самостоятельности» стоит у водителей специальных машин – мусоровозов, строительной техники. Здесь поддержание системы слежения в рабочем состоянии способно сотворить маленькое экономическое чудо. Оно будет заключаться не столько в экономии топлива (которое и жгут в левых рейсах, и банально воруют), сколько в оптимизации рабочего времени каждого ТС и соответствующем увеличении его КПД.
Здесь мы подошли ко второму пункту – повышению «оборачиваемости» транспортных средств за счёт сокращения простоев и отклонений от маршрута. Если принять увеличение «оборачиваемости» за 20% (скромное допущение, оно может быть и большим), то для парка из 10 малотоннажных машин дополнительная прибыль составит от 24 до 32 тыс. руб. в месяц. Суммируем: для тех же потенциальных десяти автомобилей месячная экономия составит 40-48 тыс. руб, при начальных затратах на установку систем мониторинга, равных 218 тысячам рублей и ежемесячном обслуживании в 9 000 руб. Теперь каждый волен экстраполировать эти данные в свой бизнес и подсчитать срок окупаемости телематики. И экономию, которую возможно получить после того, как система себя окупит. Для приведённых условий срок окупаемости составит 7-9 месяцев. Но это лишь самые очевидные выкладки, не привязанные, как говорилось выше, к специфике бизнеса. А она, эта специфика, может подбросить немало интересных тем для размышлений. Приведём список всех параметров, на которые может положительно повлиять система мониторинга:
- за счет непрерывного контроля движения снижаются потери рабочего времени и повышается оборачиваемость;
- отображение местоположения автомобиля в реальном времени существенно снижает расходы на сотовую связь;
- накопление статистической информации о маршрутах и режимах движения позволяет оптимизировать работу диспетчерской службы;
- постоянный контроль повышает дисциплину водителей и снижает показатели аварийности;
- контроль фактических пробегов и расхода топлива снижает эксплуатационные расходы;
- знание реального местоположения автотранспорта позволяет оперативно управлять им.
Отметим, что затраты на инсталляцию систем снижаются с увеличением количества автомобилей на предприятии. Следовательно, чем шире парк, тем меньше начальные инвестиции в пересчёте на одно ТС и сроки окупаемости падают. Не так, чтобы лавинообразно, но весьма ощутимо: разница в стоимости установки одного комплекта может достигать 30%. Ну и, конечно, нужно, чтобы система реально работала. Работоспособность, в свою очередь, обеспечивается двумя факторами – поддержкой функционирования аппаратуры непосредственно автовладельцем и качеством технической поддержки со стороны оператора. Оператор не только предлагает некое прогаммно-аппаратное обеспечение, но и оперативно помогает решить вопросы, связанные с функционированием системы. Для этого у оператора существует диспетчерский центр, специалисты которого компетентны решать любые технические проблемы. В том числе и по разбору «технической самодеятельности» отдельных водителей. Слово маркетологу-аналитику компании «М2М телематика». - Программ мониторинга транспортных средств на рынке представлено множество. И потенциальному покупателю приходится делать не легкий выбор между разными решениями с учетом их функциональности, своих требований к аппаратно-программному комплексу и ценой решения. После анализа различных систем мониторинга, а также общения с представителями транспортных компаний, использующих системы мониторинга транспорта от разных компаний, я пришел к трем выводам, на мой взгляд, самых важных с точки зрения пользователя таких систем, а именно: 1. Интерфейс программного обеспечения должен быть предельно прост и интуитивно понятен пользователю. Поскольку, чем он проще, тем ниже требования к диспетчерам (операторам) и выше практическая отдача для владельца от эксплуатации системы мониторинга. Т.е. при выборе системы покупатель должен смотреть не только на функциональные возможности предлагаемого решения, но и на то, насколько удобно и просто использовать их на практике (например, оценить для себя - каковы трудозатраты при выполнении той или иной операции и насколько это решение приемлемо для его компании ). 2. Каким образом и насколько качественно продавец системы осуществляет гарантийную и постгарантийную техническую поддержку системы, приобретаемого у него. Когда у компании-продавца в службе техподдержки 1-2 человека, на практике покупатель может ожидать получить от нее только консультацию по телефону (да и то, если в этой службе есть отдельный номер). Все остальные проблемы по поддержке система в рабочем состоянии владелец системы (на практике) решает сам. А если компания, подобно нашей, имеет разветвленную сеть центров технической поддержки по всей стране, то у клиента нет этих проблем или они не являются столь острыми ( в худшем случае). 3. Каким образом система позволяет облегчить (автоматизировать) анализ работы транспортных средств и выявить нарушения плановых заданий. При небольшом количестве ТС несложно это делать «вручную» - просматривать данные и сравнивать с эталоном. Тогда будет реальный контроль. И водитель будет знать, что его контролируют. А если в компании хотя бы 30-50 машин? Анализ показал – выявление нарушений транспортных заданий в этом случае требует очень много времени и не всегда (мягко говоря) делается. Проверка и анализ выполнения транспортных заданий делается только выборочно и редко. А это снижает эффективность системы мониторинга и приводит к увеличению сроков ее окупаемости. Сейчас программ мониторинга транспорта, позволяющих проводить автоматический анализ выполненных рейсов, что особенно актуально для транспортных компаний с большим парком ТС, на рынке нет. Точнее сказать они есть, но чтобы диспетчеру воспользоваться таким автоматизированным анализом, ему нужно предварительно потратить много времени. В результате такая возможность есть, но ее, как показывает практика, не используют из-за больших трудозатрат. Это подтвердили и наши клиенты. Кстати, некоторым из них, самым важным оказалось выполнение графика поставок, а не экономия топлива, - это их имидж, их реноме. И установив нашу систему мониторинга, в которой предусмотрен автоматический контроль нарушения временного графика выполнения заданий, они увеличили количество выполняемых заказов и валовую выручку. Поднимается уважение – поднимаются и их расценки за доставку.

автор: Сергей Цыганов

Журнал Грузовик Пресс

Вернуться назад