Флит-менеджеры любят и умеют считать. А хорошие флит-менеджеры из своих подсчётов умеют делать правильные выводы. Правильные выводы – это такие выводы, которые позволяют повысить эффективность работы – снизить затраты, сэкономить ресурсы, сделать работу более комфортной. В основе всех подсчётов и выводов лежит статистика, то есть некий объём данных, достаточный для того, чтобы перевести количество в качество. Обычно такие данные – строгая коммерческая тайна, но бывают и исключения. Компания «М2М телематика» из своей статистики секрета не делает ибо она убедительнее любой рекламы работает на имидж компании и бизнеса в целом. О том, насколько могут быть экономически оправданы системы мониторинга коммерческого транспорта мы сегодня и поговорим.
Сделаем важную оговорку: нижеизложенное имеет нарочито универсальный характер, без привязки к специфике деятельности флит-парка. Это, так сказать, общие наблюдения, некое усреднение опыта статистического анализа работы систем мониторинга. Разумеется, к разным по численности и профессиональной ориентации паркам автомобилей они применимы в разной степени. Но такие наблюдения есть в активе практически любого грамотного флит-менеджера, пусть даже он отвечает только за техническое состояние вверенного ему парка, не касаясь логистики. Управление грузопотоками – это немного иная профессия, оторванная зачастую от прямого общения с водителями. Соответственно, у транспортного менеджера на экране монитора одна картинка (расход топлива, время работы, износ, ТО), а у управляющего логистикой – другая (сроки и графики поставок, цены, пошлины…). В то время как соотнесение данных из двух этих баз помноженное на текущий контроль за транспортом способно поднять бизнес на новую высоту. Но об этом – ниже, пока же вернёмся к экономике.
Первая и самая очевидная выгода – снижение расхода топлива. Мониторинг с отображением местоположения автомобиля в реальном времени делает работу водителя такой, какой она и должна быть. То есть с движением строго по пунктам назначения, без ненужных отклонений. Контроль – это сокращение или даже полное исключение «левых» рейсов, которые, в зависимости от специфики транспортного средства, могут составлять до 60-70% от всего рабочего времени водителя (в среднем – 25%, но это тоже очень много)! Эксперты
«М2М телематики» утверждают, что инсталляция системы мониторинга приводит к снижению затрат на топливо в среднем на 15%. Такова цифра среднестатистического снижения расходов на топливо по отзывам клиентов
«М2М телематика». Теперь считаем: для парка из 10 автомобилей со среднемесячным пробегом каждого в 4000 км расход топлива (при норме 15л/100 км) составляет
6,0 тыс. литров, что при цене «солярки» 18 руб. за литр даёт 108 000 руб. в месяц. Следовательно, экономия за этот месяц составит более 16 тыс. руб. Причём за основу расчёта взят самый минимальный процент повышения водительской дисциплины, в некоторых случаях экономия может достигать и 50%. Понятно, что «недремлющее око» нравится не всем, и тут приходится прилагать некоторые усилия для того, чтобы поддерживать систему мониторинга в рабочем состоянии. Это важно, на это делается упор: консервная банка на GPS-антенне или как бы случайное повреждение антенного кабеля делают бесполезными все затраты на мониторинг. Особенно остро проблема «творческой самостоятельности» стоит у водителей специальных машин – мусоровозов, строительной техники. Здесь поддержание системы слежения в рабочем состоянии способно сотворить маленькое экономическое чудо. Оно будет заключаться не столько в экономии топлива (которое и жгут в левых рейсах, и банально воруют), сколько в оптимизации рабочего времени каждого ТС и соответствующем увеличении его КПД.
Здесь мы подошли ко второму пункту – повышению «оборачиваемости» транспортных средств за счёт сокращения простоев и отклонений от маршрута. Если принять увеличение «оборачиваемости» за 20% (скромное допущение, оно может быть и большим), то для парка из 10 малотоннажных машин дополнительная прибыль составит от 24 до 32 тыс. руб. в месяц.
Суммируем: для тех же потенциальных десяти автомобилей месячная экономия составит 40-48 тыс. руб, при начальных затратах на установку систем мониторинга, равных 218 тысячам рублей и ежемесячном обслуживании в 9 000 руб. Теперь каждый волен экстраполировать эти данные в свой бизнес и подсчитать срок окупаемости телематики. И экономию, которую возможно получить после того, как система себя окупит. Для приведённых условий срок окупаемости составит 7-9 месяцев.
Но это лишь самые очевидные выкладки, не привязанные, как говорилось выше, к специфике бизнеса. А она, эта специфика, может подбросить немало интересных тем для размышлений. Приведём список всех параметров, на которые может положительно повлиять система мониторинга:
- за счет непрерывного контроля движения снижаются потери рабочего времени и повышается оборачиваемость;
- отображение местоположения автомобиля в реальном времени существенно снижает расходы на сотовую связь;
- накопление статистической информации о маршрутах и режимах движения позволяет оптимизировать работу диспетчерской службы;
- постоянный контроль повышает дисциплину водителей и снижает показатели аварийности;
- контроль фактических пробегов и расхода топлива снижает эксплуатационные расходы;
- знание реального местоположения автотранспорта позволяет оперативно управлять им.
Отметим, что затраты на инсталляцию систем снижаются с увеличением количества автомобилей на предприятии. Следовательно, чем шире парк, тем меньше начальные инвестиции в пересчёте на одно ТС и сроки окупаемости падают. Не так, чтобы лавинообразно, но весьма ощутимо: разница в стоимости установки одного комплекта может достигать 30%. Ну и, конечно, нужно, чтобы система реально работала. Работоспособность, в свою очередь, обеспечивается двумя факторами – поддержкой функционирования аппаратуры непосредственно автовладельцем и качеством технической поддержки со стороны оператора. Оператор не только предлагает некое прогаммно-аппаратное обеспечение, но и оперативно помогает решить вопросы, связанные с функционированием системы. Для этого у оператора существует диспетчерский центр, специалисты которого компетентны решать любые технические проблемы. В том числе и по разбору «технической самодеятельности» отдельных водителей.
Слово маркетологу-аналитику компании
«М2М телематика».
- Программ мониторинга транспортных средств на рынке представлено множество. И потенциальному покупателю приходится делать не легкий выбор между разными решениями с учетом их функциональности, своих требований к аппаратно-программному комплексу и ценой решения.
После анализа различных систем мониторинга, а также общения с представителями транспортных компаний, использующих системы мониторинга транспорта от разных компаний, я пришел к трем выводам, на мой взгляд, самых важных с точки зрения пользователя таких систем, а именно:
1. Интерфейс программного обеспечения должен быть предельно прост и интуитивно понятен пользователю.
Поскольку, чем он проще, тем ниже требования к диспетчерам (операторам) и выше практическая отдача для владельца от эксплуатации системы мониторинга.
Т.е. при выборе системы покупатель должен смотреть не только на функциональные возможности предлагаемого решения, но и на то, насколько удобно и просто использовать их на практике (например, оценить для себя - каковы трудозатраты при выполнении той или иной операции и насколько это решение приемлемо для его компании ).
2. Каким образом и насколько качественно продавец системы осуществляет гарантийную и постгарантийную техническую поддержку системы, приобретаемого у него.
Когда у компании-продавца в службе техподдержки 1-2 человека, на практике покупатель может ожидать получить от нее только консультацию по телефону (да и то, если в этой службе есть отдельный номер). Все остальные проблемы по поддержке система в рабочем состоянии владелец системы (на практике) решает сам.
А если компания, подобно нашей, имеет разветвленную сеть центров технической поддержки по всей стране, то у клиента нет этих проблем или они не являются столь острыми ( в худшем случае).
3. Каким образом система позволяет облегчить (автоматизировать) анализ работы транспортных средств и выявить нарушения плановых заданий.
При небольшом количестве ТС несложно это делать «вручную» - просматривать данные и сравнивать с эталоном. Тогда будет реальный контроль. И водитель будет знать, что его контролируют. А если в компании хотя бы 30-50 машин? Анализ показал – выявление нарушений транспортных заданий в этом случае требует очень много времени и не всегда (мягко говоря) делается. Проверка и анализ выполнения транспортных заданий делается только выборочно и редко. А это снижает эффективность системы мониторинга и приводит к увеличению сроков ее окупаемости.
Сейчас программ мониторинга транспорта, позволяющих проводить автоматический анализ выполненных рейсов, что особенно актуально для транспортных компаний с большим парком ТС, на рынке нет. Точнее сказать они есть, но чтобы диспетчеру воспользоваться таким автоматизированным анализом, ему нужно предварительно потратить много времени. В результате такая возможность есть, но ее, как показывает практика, не используют из-за больших трудозатрат.
Это подтвердили и наши клиенты.
Кстати, некоторым из них, самым важным оказалось выполнение графика поставок, а не экономия топлива, - это их имидж, их реноме. И установив нашу систему мониторинга, в которой предусмотрен автоматический контроль нарушения временного графика выполнения заданий, они увеличили количество выполняемых заказов и валовую выручку. Поднимается уважение – поднимаются и их расценки за доставку.
автор: Сергей Цыганов
Журнал Грузовик Пресс