менюО компании менюПартнеры менюКлиенты менюРДЦ менюДилеры менюНовости менюКонтакты Русская версияАнглийская версия
 
 
М2М ТЕЛЕМАТИКА Пресса Передача данных из любой точки
Первая страницаКарта сайтаeMail
 
 
Контактный Телефон меню меню меню меню меню меню
 
 
ГАЛЕРЕЯ

подробнееподробнее
Новости




Пресса


07.12.07, | Грузовик Пресс №12 - 2007

«Спутников много не бывает…»


увеличить изображение
Систем мониторинга и управления коммерческим транспортом, использующих спутниковое позиционирование, на рынке уже довольно много. И большинство использует технологию GPS. А вот компания «М2М телематика» выбрала иной путь – ориентацию на отечественную систему спутниковой навигации. Речь идет о нашумевшей ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система), разработанной еще в 1980-е годы, но заработавшей только сейчас. ГЛОНАСС – это пока девять действующих спутников при двадцати, выведенных на орбиту. Они покрывают примерно 43% территории России и значительную часть Европы. В последнее время к ГЛОНАСС наблюдается повышенный интерес со стороны властных структур. Не так давно Владимир Путин даже дал прямое указание Правительству интенсифицировать работы по достройке орбитальной группировки и наземной инфраструктуры и ввести систему в действие как можно раньше. Но пока ГЛОНАСС не заработала в полную силу, «М2М телематика» в своих продуктах (или, как принято говорить, решениях) BN-City® (связь с автомобилем через GPRS) и BN-Global® (связь с автомобилем через Inmarsat) использует обе спутниковые системы. Как это делается и самое главное – зачем, нам рассказал технический директор компании «М2М телематика» Игорь Кузнецов.
С.Ц.: Как два стандарта реализованы технически?

И.К.: Приемник – это отдельная плата. Ее могли бы производить ведущие электронные корпорации, как сейчас они производят GPS-приемники. Но система еще развернута не в полной мере, коммерческая эксплуатация не началась, производители оборудования смотрят осторожно на это дело и не хотят вкладывать миллионы в разработку чипсетов.
С.Ц.: На это требуются миллионы?

И.К.: На разработку совмещенного GPS-ГЛОНАСС приемника, маленького, в одном кристалле, требуется от $3 до 5 млн. Такой приемник уже можно будет запустить в массовое производство. Сейчас в России несколько государственных предприятий выпускают приемники GPS-ГЛОНАСС (именно приемники, т. е. отдельные платы, не терминалы), но они довольно крупные, с большим энергопотреблением, не однокристальные. Они очень дороги и производятся малыми партиями. Мы берем эти приемники, встраиваем в наш терминал и делаем дополнительную обвязку, организуем входы-выходы, подключаем антенну – и это уже становится полноценным телематическим терминалом. «М2М телематика» - единственная компания в России, которая наладила серийное производство терминалов.
С.Ц.: Я так понимаю, что GPS и ГЛОНАСС у вас – на разных платах? Просто два разных приемника объединили в одном корпусе?

И.К.: Приемник один, но в нем совмещен прием сигналов двух систем.
С.Ц.: Антенны разные?

И.К.: Антенна тоже одна, общая. Частотный диапазон там чуть-чуть сдвинут, но это несущественно. Естественно, разная логика, разные протоколы.
С.Ц.: Большое энергопотребление – неизбежное зло при попытке совместить два стандарта или это просто следствие несовершенства схемотехники?

И.К.: Схема не то что бы несовершенна, она неоптимизированна. Оптимизация подразумевает большие затраты. Там аналоговая часть (высокочастотная) существует отдельно, не в кристалле, она разведена на плате, да и элементная база не самая современная. Эти приемники работают, ловят сигналы от обеих систем, но они делаются в основном под военное применение, где об энергопотреблении никто не задумывается. И о размерах тоже. А для того чтобы сделать приемник размером, допустим, с ноготь, требуется именно $3–5 млн.
С.Ц.: А реальна ли перспектива того, что такой чип сделают в России?

И.К.: Да, конечно.
С.Ц.: А кто это сможет сделать при нашем-то состоянии радиоэлектронной промышленности?

И.К.: У нас много хороших специалистов. К примеру, НПО «Прогресс» – один из нынешних производителей GPS-ГЛОНАСС-приемников. Они уже разработали и даже сделали пилотные экземпляры. А вот где разместят производство, неизвестно, не исключено, что и в Китае. Но главное – разработать, так ведь? Ведущие мировые производители GPS-приемников, такие как GARMIN, вполне МОГЛИ бы сделать современную и доступную GPS-ГЛОНАСС-микросхему, для них это не очень большая сумма. Но они ее не будут делать, пока ГЛОНАСС не заработает в полную силу и не появится реальный коммерческий спрос. У нас уже был всплеск энтузиазма по ГЛОНАССу в 1991 году. Тогда все дружно бросились запускать систему, разрабатывать приемники. Деньги большие выделили. Потом про ГЛОНАСС как-то подзабыли – не до него было. Приемники продолжали разрабатывать и даже делать маленькими партиями для военных, но полноценной спутниковой группировки нет до сих пор.
С.Ц.: А в чем вообще смысл совмещения двух систем? Почему просто не использовать GPS? Есть у ГЛОНАССа какие-то выраженные преимущества?

И.К.: Конечно, есть – геополитические! Это с точки зрения стоимости оборудования ГЛОНАСС проигрывает. Но GPS – система американская, и США в любой момент могут сделать что угодно с ней, просто перестать поддерживать, может быть, даже ненамеренно. А если мы завяжем все наши навигационные потребности – военные, транспортные – на GPS, а у Америки вдруг случится с кем-нибудь конфликт, мы просто останемся без навигации. ГЛОНАСС для этого и создается.
С.Ц.: Зачем коммерческой организации интересоваться геополитикой? Согласитесь, вероятность отключения GPS над нашей территорией даже предполагать смешно, настолько она мала.

И.К.: Рекомендация продвигать и коммерциализировать ГЛОНАСС прозвучала с самой высокой в стране трибуны. Значит, велика вероятность того, что через какое-то время система заработает в полную силу. И тут же возникает другая вероятность – возможность пользования GPS-приемниками будет ограничена законодательно. Тогда куда деваться бизнесу? Уже есть постановление, предписывающее оснащать пассажирский транспорт только приемниками ГЛОНАСС.
С.Ц.: А как система определяет, чьими координатами воспользоваться в данный конкретный момент, при условии, что спутники обеих систем находятся в зоне радиовидимости? Чему она отдает приоритет?

И.К.: Спутников, как говорится, много не бывает. Да, четыре спутника каждой из систем терминал видит почти всегда, но это минимальное количество, дающее измерение с довольно большой погрешностью. А в городе реальна ситуация, когда видны только два-три спутника. Тогда система и выбирает того, кто дает в данный момент большую точность, то есть чьих спутников в зоне видимости больше. Оптимально – 12 шт. И если будут виды 7 GPS и 5 ГЛОНАСС, то терминал синхронизирует измерения, выдав результат по обеим.
С.Ц.: А какое сейчас энергопотребление у вашего терминала?

И.К.: 260 мА.
С.Ц.: Но он же включен постоянно!

И.К.: Как правило, да. Но я назвал потребление в активном состоянии, если с машиной ничего не происходит, терминал переводится в «спящий» режим, а там уже потребление меньше.
С.Ц.: Вы можете дистанционно мониторить состояние автомобиля. Понятно, что открытые двери, заведенный мотор или факт движения установить нетрудно, для этого в машине имеются штатные датчики. А вот как быть со специальной техникой – врезать дополнительные концевики на все исполнительные устройства?

И.К.: Возьмем, допустим, мусоровоз. Там все хозяйство приводится в действие гидравликой. Гидравликой надо управлять, так? Соответственно можно присоединиться непосредственно к каналу управления – кнопке или индикаторной лампочке. То же самое и для самосвальных кузовов, бетономешалок – подключаемся к управлению и можем определить момент сваливания груза или время работы бетонного миксера. Концевых выключателей не ставим – в нашем климате они ненадежны. Триггерных входов у терминала восемь, но это про запас, столько почти никогда не используется. Плюс восемь аналоговых и порт RS232. Что угодно можно подключить, любой сенсор.
С.Ц.: А последовательный порт зачем?

И.К.: Для внешних контроллеров. Например, применяемый нами погружной датчик передает информацию об уровне топлива в баке машины именно через порт RS232, в цифровом виде.
С.Ц.: А интегрироваться в цифровую среду автомобиля не было желания?

И.К.: Сейчас делается версия с CAN-интерфейсом. Но здесь тоже есть сложности: автопроизводители доступа к протоколам не дают. И в самом CAN нет полной унификации. Под каждого производителя приходится адаптировать софт.
С.Ц.: А куда, в какое место обычно монтируется сам терминал?

И.К.: Мы стараемся установить в малодоступном месте, как можно более скрытно. Ведь не секрет, что 80% отказов системы – это саботаж водителей. Невыгодно им находиться под контролем! Поэтому чем лучше мы терминал спрячем в машине, тем спокойнее будет его хозяину. Обратите внимание: в терминале доступ к разъемам закрыт крышкой. На одной из направляющих этой крышки есть концевой выключатель. И если очень умный водитель попытается отключить спутниковую антенну, то сигнал об этом будет доставлен оператору! В терминалах других производителей подобной защиты не предусмотрено.
Беседу вел Сергей Цыганов


Журнал Грузовик Пресс

Вернуться назад